Проблема использования генетически модифицированных организмов в нашем государстве насчитывает десять лет, начиная с первых партий трансгенного картофеля проекта «Новый Лист» фирмы «Монсанто», которые были завезены в Украину данной компанией в 1997 г. С того времени в мире выведено уже много сотен растений такого «нового типа». Да и территории, на которых выращиваются «искусственные» растения, постоянно увеличиваются. Причины таких процессов – разные. И далеко не всегда они связаны с существенными преимуществами по сравнению с «традиционными» растениями. А поскольку выращиваются они несколько непривычным способом, то сразу возникает вопрос целесообразности контроля за такими растениями и маркированием, чтобы их можно было отличить от «традиционных» растений.
Вопрос необходимости/целесообразности регулирования ГМО в Украине в данное время не вызывает сомнений, хотя еще в недалеком прошлом даже среди научных работников вызывал удивление вопрос: «а зачем такое регулирование нужно вообще?» Однако после широкого обсуждения таких вопросов мировым сообществом и появления в результате обсуждения специального международного соглашения – «Картахенского протокола о биобезопасности» – все стало понятным для тех государств, которые ратифицировали данное соглашение соответствующими законами. Оставалось только придерживаться его, гармонизировав свое собственное законодательство. Украина, в свою очередь, ратифицировала данное соглашение законом Украины еще в 2002 г. Но с того времени не приняла ни одного нормативного акта, который бы позволил сказать: Украина старательно выполняет свои международные договоренности и свои собственные (!) законы. Является ли это признаком цивилизованного государства? Можно ли после этого уважать нас с вами? Думаю, нет.
И вдруг, после десятилетних раздумий и нерешительности, наше «компетентное» правительство предлагает Верховной Раде принять тот выстраданный закон о биобезопасности. Причем, предложив свой собственный вариант, отвергнув предыдущий, который прошлые два созыва парламента рассматривали на протяжении восьми (!) лет. Рада была заинтересована, что, в конце концов, получит еще одну индульгенцию для вступления в ВТО. И закон был принят очень быстро – даже преступно быстро – в течение меньше чем одних суток со времени его представления на рассмотрение. Думаю, в такой способ Верховная Рада мечтала поставить рекорд, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Не знаю, может, это и есть тот рекорд. Но почему-то от такого «рекорда» у посвященных в данную проблему граждан Украины появился горький привкус. При этом очень досадно, что государственные и общественные учреждения по национальной безопасности, а также разного рода аналитические и общественные организации позволили президенту дать жизнь такому закону.
Первое и главное, что бросается в глаза, даже при беглом ознакомлении с данным законом и его сравнением с предыдущей версией, – это отсутствие главных требований «Картахенского протокола»: вопрос об обязательном мониторинге, маркировании товаров и продуктов с ГМО и определение уровней риска для людей и окружающей среды от их использования. То есть этот закон является очень близкой копией предыдущей версии, включая даже название закона, за исключением главных требований «Картахенского протокола». Вторым очень серьезным недостатком является полное отсутствие схематической «системы биобезопасности» как главной цели закона. Это осталось только декларацией пожеланий.
Два месяца спустя правительство, возможно, поняв, что закон выглядит как документ, который, скорее, лоббирует интересы транснациональных компаний, а не граждан Украины, старается несколько смягчить впечатление от своих действий и принимает Постановление КМУ об обязательности маркирования продуктов питания с ГМО. Однако опять отменяет его очередным Постановлением от 21 ноября. Возникает справедливый вопрос: что это за спектакль и на кого он рассчитан? Что это за игры и кто здесь режиссер? Или правительство имеет такую команду компетентных специалистов? Или кто-то шутит в таком чрезвычайно важном для государства и граждан вопросе? Кому это выгодно?
И если вы, господа, думаете, что последнее Постановление, наконец, может привести к нужному государству и гражданам нормативному регулирования ГМО, то вы очень ошибаетесь. Ведь в задаче для ведомств – разработать и подать до 25 декабря проект Постановления о маркировании ГМО – полностью отсутствует ссылка на соответствующий закон Украины и международное соглашение «Картахенский протокол о биобезопасности», которые непосредственно связаны с предметом нового Постановления. Что же тогда подготовят наши ведомства, если им не указан главный источник информации? Когда наше правительство в самом деле займет государственную позицию и начнет действовать в интересах граждан?
Григорий Петюх, кандидат биологических наук
Источник новости: gmo.com.ua