С 2001 года проблема ГМО в Украине будто «замерла». И это произошло, в первую очередь, на первой стадии - на стадии подготовки нормативно-правовой базы. Проект Закона «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании и практическом использовании генетически модифицированных организмов», хотя и был подготовлен, тем ни менее при участии лишь очень узкого круга специалистов, и при этом без обсуждения с привлечением общественности и широкого круга специалистов. Этот закон должен был бы урегулировать все вопросы регистрации, испытания и использования ГМО, включая вопрос маркирования и мониторинга ГМО в Украине.
Должен был бы...
Однако многих вопросов данный проект Закона, к сожалению, не урегулировал. Несмотря на это, 23 июля 2002 года за №2017 проект Закона был зарегистрирован в Верховной Раде.
И тут, как это часто бывало в «нашей Раде» началась игра...
Как всегда это происходит у наших «народных избранников», началась отчаянная конкуренция между комитетами, которые должны были бы сопровождать и/или представлять вышеупомянутый проект Закона. Завязалась конкурентное перетягивание «кто-кого» между комитетом по вопросам науки и образования, который представил данный проект Закона и сопровождал его, и комитетом по экополитике, который был, фактически, отстранен от активного участия в сопровождении, несмотря на то, что данный проект Закона имел существенное значение для экологической безопасности государства.
Понятно, такая конфликтная ситуация вызвала вначале блокировку рассмотрения его положений. Значительную роль в этом сыграли общественные организации, которые своей активной позицией по запрету ГМО в Украине «вообще» также заставляли депутатов не рассматривать данный проект Закона. Поэтому первая попытка «провести документ через первое чтение» была неудачной.
Но то была лишь игра, поскольку иначе нельзя объяснить причину внезапного согласия депутатов вскоре и принятие данного проекта Закона за основу?! Вероятно, комитеты договорились об общем его сопровождении?
Все были удовлетворены..., кроме граждан Украины, по крайней мере, тех из них, кто отслеживал данную ситуацию и понимал, что законопроект был одобрен без любых правок и изменений, имея многочисленные недостатки и далеко не отвечая тем задачам, на решение которых он был нацелен. Данный проект был принят за основу Постановлением ВР от 28.11.2002 за № 270-IV.
Немного раньше, в сентябре этого же года ВР ратифицировала международное Соглашение «Картахенский Протокол о биобезопасности», приняв соответствующий Закон. Таким образом, Украина обязала себя выполнять положение данного международного Соглашения и все законодательные акты (согласно существующим в Украине законам) не должны вступать у противоречие с данным Соглашением. Это означает, что все законодательство Украины должны быть гармонизованным в соответствии с Соглашением. Главным требованием Соглашения является безопасное использование генетически модифицированных организмов на территории любого государства, которому должна предшествовать оценка рисков при использовании ГМО и обязательная необходимость маркирования товаров и продукции, содержащей ГМО.
Надо отдать должное, что до конца года были внесенные некоторые изменения в законопроект «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании и практическом использовании генетически модифицированных организмов», чтобы отвечать хоть как-то и хоть некоторым требованиям Соглашения. Тем ни менее, такие изменения можно было бы назвать, разве что, «косметическими».
В начале 2003 года начался новый этап активного обсуждения данного законопроекта. Однако, к весне активность исчезла. На том все и закончилось.
В государстве поднялась социальная и политическая температура и о данном законопроекте на некоторое время забыли...
Источник новости: gmo.com.ua