Исследователи из Северо-Западного Университета (Чикаго, США), впервые создав мышиную модель глаукомы, выявили ранее неизвестный химический сигнальный путь, лежащий в основе патогенеза заболевания, что открывает новые возможности по его терапии. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Clinical Investigation.
Глаукома – группа хронических глазных заболеваний, характеризующихся нарушением оттока внутриглазной жидкости, что ведет к повышению внутриглазного давления, последующей атрофии глазного нерва и полной слепоте. Единые представления о причинах возникновения и механизме развития заболевания, равно как и эффективные методы его лечения в настоящее время отсутствуют.
Известно, что в основе патологического процесса при глаукоме лежит блокировка канала Шлемма – венозного кругового сосуда, отводящего водянистую влагу из передней камеры глаза и являющегося частью лимфатической дренажной системы глаза. Группа под руководством Сьюзан Куаггин (Susan Quaggin) создала мышиную модель заболевания и обнаружила, что нормальное функционирование этой системы обеспечивается химическим взаимодействием двух субстанций - TIE2 и фактора роста ангиопоэтина (ANGPT), работающих по принципу, соответственно, «замка» и «ключа». Генетическое нарушение сигнального пути TIE2/ANGPT, выяснили Куаггин и ее коллеги, приводит к развитию у мышей симптомов глаукомы, аналогичных таковым у человека. У животных с отсутствующим «замком» или «ключом» наблюдалось недоразвитие канала Шлемма и других лимфатических капилляров, обеспечивающих отток жидкости из глаза.
Это открытие, впервые бросающее свет на молекулярный базис патологического процесса, лежащего в основе развития глаукомы, открывает новые возможности для терапии заболевания. В настоящее время Куаггин и ее коллеги, используя нанотехнологии, разрабатывают глазные капли, которые будут активировать рост заблокированного канала Шлемма и других элементов дренажной системы и за счет этого снижать внутриглазное давление.
Глаукома стоит на втором месте после катаракты среди причин потери зрения и затрагивает, по приблизительным оценкам, порядка 65 миллионов человек во всем мире.
Источник новости: medportal.ru